Ход урока:

1.Орг.момент  и сообщение целей урока:

- Подводящий к теме диалог

Отгадайте загадки :

1.Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. ( Аист)

( Слайд 2)

2.Вертится, стрекочет, весь день хлопочет ( сорока( Слайд 3)

3. Крылатый, горластый, красные ласты ( гусь (Слайд 4)

4.Летом серая, зимой белая ( куропатка ( Слайд 5)

5. Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. ( Снегирь ) ( Слайд 6)

6. Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. ( сова) (Слайд 7)

- К какой группе животных мы их отнесём? ( Птицы)

- Кто такие птицы? ( Птицы- это животные с крыльями, покрытые

перьями  ( из словаря русского языка))

Сегодня  на уроке мы будем говорить на тему « Птицы нашего  края»

2. Работа по теме урока.

- Какие из этих птиц живут в наших краях?

(Все,   кроме     аиста.  Снегирь    прилетает   на  некоторое  время)

На территории Ненецкого округа можно встретить около 190 видов птиц, большинство из которых гнездятся здесь, некоторые кочуют, а часть встречается во время весенних и осенних перелётов. Около 20 видов зимуют здесь. Наибольшее промысловое значение имеют белая куропатка, некоторые виды уток и гусей. Некоторые птицы занесены в Красную книгу: орлан-белохвост, сокол-кречет, белощёкая казарка, серый журавль.

-  Сегодня мне бы хотелось остановиться на таких птицах, которые живут у нас в тундре , как КУРОПАТКА и ПОЛЯРНАЯ СОВА.

- Откройте тетради, подпишите число.

Рассмотрите чучело куропатки внимательно , т .к это пригодится  к выполнению домашнего задания.

- Какого цвета оперенье? Брови?

- Почему лапки покрыты перьями?

Куропатка (прочитаем хором) ( Слайд  8 )

- Разделите на слоги

- Сколько слогов  ?

- Как определили? ( по количеству гласных)

-Назовите гласные звуки в этом слове.(у,о,а)

-Прочитайте первый слог  ( ку)

-Дополните первый слог, чтобы получилось новое название птицы (курица, кулик, кукушка)

- Прочитайте второй слог, третий, четвёртый.

Физкультминутка.

Белая куропатка. Длина тела 40 см, масса 400-700 граммов. Зимой белая с черным хвостом, весной самец белый с ржаво-коричневой головой и шеей. Численность осенью в благоприятные годы достигает 20-30 млн. особей. Зимой держаться стаями, летом-семьями и поодиночке. Держится в основном на земле, иногда садится на деревья и кусты. Зимой ночует, зарывшись в снег. Гнёзда строит на земле, всегда под защитой кустарников. Основной зимний корм-побеги и почки, листья кустарников и деревьев, в основном-ив..

Основа летнего рациона-ива, голубика, карликовая берёза, брусника, морошка, а также листья, побеги и соцветия. ( Чтение рассказа с. 95)

Самостоятельная работа учащихся.

( На листочках )

Зимой в тундре, как снежные хлопья, падают с веток и зарываются в снег белые куропатки.

- Списать предложение в тетрадь

- Найдите слово, отвечающее на вопрос КТО?  Подчеркните его одной чертой.

- Найдите слова,  отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? Подчеркните их двумя чертами.

- Давайте проверим.

Полярная сова.  ( Слайд 9)

Крупная птица с размахом крыльев до 1,5 м. Самцы заметно мельче самок. Голова круглая, небольшая, лапы густо оперены. Самцы чисто белые, самки и молодые птицы с бурыми или черными пестринами .Летом более активна вечером, ночью и рано утром. Размножаются, как правило только в годы высокой численности основного корма-леммингов. Также питаются различными полевками, сусликами, молодыми птицами(белыми куропатками, куликами, чайками.)

Физкультминутка.

Самостоятельная работа учащихся:

На доске :

Увидел, полярную, над, я, тундрой, сову.

Себе, добычу, она, ищет.

-Составьте  предложения

-Запишите

-Прочитайте предложения

3.Домашнее задание

-Попробуйте дома нарисовать куропатку и написать о ней мини-сочинение.

-Послушайте интересные факты из жизни птиц

-Самый длинный язык у дятла- 15 см

-Знаете ли вы, что птицы отличатся превосходным зрением. Например орёл парящий высоко над лугами видит мышь , пробегающую в траве.

-Сова -единственная птица, моргающая с открытыми глазами.

- Самый длинный клюв у австралийского пеликана. Его длина до 47 см.

-Самые длинные ноги у страуса, они достигают 1м 30см

- Самые короткие у стрижей.

4.  Подведение итогов урока:

- Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали на уроке?