Любовь – волшебная страна.

Литературный час, посвященный любовной лирике   писателей 19-20 века

Подготовили: Дуркина Марина Алексеевна,

Федорова Маргарита Алексеевна, учителя русского языка и литературы.

Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа "Средняя школа с. Нижняя Пеша".

(На доске висят портреты писателей: А. Пушкина, М. Лермотнова, А.Куприна, С. Есенина, М. Цветаевой, Э. Асадов, Н. Заболоцкого, К. Ваншенкина, Ярослава Смелякова. Написано название литературного часа и эпиграф).

Звучит музыка «Любовь- волшебная страна». Слова Эльдара  Рязанова. Музыка – Андрея Петрова.

Вед.1

Говорите о любви любимым, 
Говорите чаще, каждый день, 
Не сдаваясь мелочным обидам, 
Отрываясь от важнейших дел. 
Говорите, слышите, мужчины, 
Искренне, возвышенно, смешно, 
Говорите над кроваткой сына 
Шепотом на танцах и в кино 
В вашем старом, в вашем новом доме, 
В час прощальный руки на плечах, 
На перроне, на аэродроме, 
Реактивный гром перекричав. 
Пусть вам говорят, что это детскость, 
Пусть в стихах доказывают вновь 
Истину известную, что дескать 
Молчалива сильная любовь. 
Пусть при этом поглядят с насмешкой 
Превосходства, даже торжества, 
Для чего придуманы народом 
Нежные и светлые слова! 
Чудаки, медведи, нелюдимы! 
Слышите, отверзните уста 
Нынче миру так необходимо- 
Нежность, теплота и доброта.

Вед.2 Стихами, музыкой говорите о любви. Пусть всегда влюблёнными пишется нежная, светлая музыка. Музыка радостная, звонкая, будоражащая. И пусть всегда это будет музыка чистая, искренняя, как сама любовь, где широта и ясность, взлёт и падение, порывы, страсти, сомнения, терзания.

(звучит музыка)

Вед.1 Добрый день! Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим с вами о таком прекрасном и удивительном чувстве как любовь!

Вед.2 Что же такое любовь? Давайте послушаем, как сказали о этом чувстве русские и зарубежные писатели.

(зрители по очереди читают, розданные им заранее цитаты писателей, и поясняют их значение).

* Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. Л. Толстой.

* Любовь - это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли. М. Брэддон .

* Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. Ф.М. Достоевский. 
* Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И. Тургенев. 
* Если бы каждый человек любил всех людей, то всякий обладал бы вселенной. Иоганн Фридрих Шиллер. 

* В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены. Альбер Камю. 
* У уважения есть границы, в то время как у любви таковых не имеется. М. Лермонтов.

* Утверждать, что невозможно любить одну и ту же женщину, так же бессмысленно, как полагать, что прославленному музыканту для исполнения разных мелодий потребны разные скрипки. Оноре де Бальзак.

* Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит все, что достойно уважения. Вовенарг.

Вед.1 Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече станут строки из стихотворения А.С. Пушкина

«Я славой был обязан ей

А может быть и вдохновеньем».

Вед.2 Как вы думаете, о ком или о чем писал знаменитый классик золотого века литературы Александр Сергеевич? Конечно, о любви!

Автор этих строк не понаслышке знает о этом чувстве!

Откроем же самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина! По шутливому признанию поэта, Гончарова была его «стотринадцатая любовь». Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым — вот какие чувства владели им в эти годы.  А. Пушкин. ( Ученик, одетый и загримированный под А.С. Пушкина, рассказывает о жизни писателя (наизусть).

Я встретился с Натали в декабре 1828 года. «Когда я увидел ее в первый раз,— писал я позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой),— я полюбил ее, голова у меня кружилась».  Вед.2 Уже в конце апреля 1828 года Пушкин делает предложение. Ответ матери неопределенен: «Дочь еще слишком молода». Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений, быть может, ищет смерти. И только в конце сентября возвращается в Москву. В начале апреля он снова делает предложение, и на этот раз оно было принято. 18 февраля 1831 года в церкви вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу-жену.  А. Пушкин (читает выразительно наизусть стихотворение А. Пушкина «Мадонна») 

«Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров 
Украсить я всегда желал свою обитель, 
Чтоб суеверно им дивился посетитель, 
Внимая важному сужденью знатоков. 
В простом углу моем, средь медленных трудов, 
Одной картины я желал быть вечно зритель, 
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков 
Пречистая и наш божественный спаситель - 
Она с величием, он с разумом в очах - 
Взирали, кроткие, во славе и в лучах, 
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. 
Исполнились мои желания. Творец 
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, 
Чистейшей прелести чистейший образец. 

Вед.1 В разлуке письма Пушкина к Наталье Николаевне особенно искренни, полны любви и нежности. В сравнительно короткий период их совместной жизни — шесть лет, в течение которых поэт несколько раз покидал Петербург — наибольшее количество писем — 64 — написал он жене.  Пушкин. «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…». Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Я тоже считал, что жена моя — прелесть, любил «это милое, чистое доброе созданье», любил ее душу больше красивого лица. Царица моя, мой ангел, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище.  Вед.2 Давно нет Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны. Но остались письма и стихи — свидетельства их любви.

Вед.1 Говоря о любви нельзя не вспомнить гордого, пылкого, страстного лирического героя стихов М. Ю. Лермонтова.

Вед.2 Тема любви также была одной из первых в его творчестве. Лермонтовская любовная лирика совсем иного склада, иной тональности, чем любовная лирика Пушкина: "горячий и горький лиризм обиды" лежит в ее основе. Как бы сильно он ни хотел, кто бы ни встретился ему на жизненном пути, он все равно не мог быть счастлив или же... не стал бы Лермонтовым.

В любовной лирике Лермонтова с колоссальной силой выразилась его тоска по человеческой душе, тоска по сочувствию, пониманию, верности, честности

Вед.1 Летом 1830 года 16-летний Михаил Лермонтов во время отдыха в загородном имении знакомится с Натальей Ивановой – дочерью известного в то время русского писателя. Девушка пленяет его не только своей красотой, но и отвечает юному поэту взаимностью.

Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала.

Вед.2 Зимой 1832 года, спустя 5 месяцев после роковых событий, Михаил Лермонтов создает стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)», рукописный вариант которого отправляет той, которую любил. В этом произведении автор словно бы подводит черту под этим коротким романом, подчеркивая: «мы чужие с этих пор».

(Ученик читает наизусть выразительно стихотворение)

М. Ю. Лермонтова «К* (Я не унижусь пред тобою…)»

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для зблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку -

Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала - я тебя не знал!

1832

Вед.1 Так возвышенно и красиво было принято говорить о любви, даже несчастной, во времена А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Вед.2 У писателя начала 20 века Александра Ивановича Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических её исходах, о таске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо – пороки и низменные желания. Множество писателей в своих книгах проверяли и будут проверять своих героев, посылая им это чувство. Каждый автор пытается по-своему объяснить любовь, внести лепту в её определение.

Вед.1 Для Александра Куприна любовь – дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллионов…

Сценка

(На сцене темно, горит свеча, девушка за столиком склонилась над письмом. На белом фоне высвечивается силуэт юноши: он читает письмо Желткова из «Гранатового браслета» Куприна).  Голос юноши за сценой (выразительное чтение, заранее подготовленного ученика).

Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.  Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.  Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».  Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли…  Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом…  Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку,— о, как я ее целовал,— ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено.  Если Вы обо мне вспомните, сыграйте сонату Бетховена №2.  Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.  (Звучит «Appassionato» Бетховена. Девушка закрывает глаза.)

С последними звуками музыки гаснут свеча, все лучи, затем сцена полностью освещается.

Вед.1 Великий русский поэт – Сергей Есенин до двадцати восьми лет не написал ни одного стихотворения, которое можно было бы причислить к любовной лирике.

По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, в сентябре 1923 года поэт с грустью сказал ему:
— А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь — хоть шаром покати.
— За чем же дело стало? — спросил его Мариенгоф.
— Для этого ж влюбиться надо, — отвечал Есенин. — Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.

Вед.2 Ранняя лирика Есенина и в самом деле не знает любовных стихов — только стихи о деревне.
И вот зимой 1924 - 1925 гг. Сергей Есенин едет к морю в Батуми, где и состоялась его встреча с молодой учительницей литературы, умной и обаятельной женщиной, которая гостила у своей сестры, её звали Шагане Тальян  Нерсесовна ( 1900- 1976). Она родилась в небольшом городке на юге Грузии.

Под впечатлением знакомства и встреч  с юной армянкой родилось всемирно известное стихотворение – «Шагане, ты моя, Шагане!»

(Ученик читает наизусть выразительно стихотворение)

С. Есенина «Шагане, ты моя, Шагане!»

Шагане ты моя, Шагане!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шагане ты моя, Шагане.

Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шагане ты моя, Шагане!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шагане ты моя, Шагане!

Вед.2 Так родился образ молодой персиянки из Шираза в лирике С. Есенина. Прекрасная Шагане вызывает у поэта ностальгию по родной рязанской стороне, где "Девушка тоже, на тебя она страшно похожа, может, думает обо мне..."Шагане, ты моя, Шагане!"

Вед.1 Тему любви подхватывает и  Марина Цветаева – русский поэт и прозаик 20 века.

Вед.2 Её поэзия возносит земную любовь красочно и виртуозно. Особенность натуры Марины Цветаевой — жаркая влюбчивость.

Вед.1 Страстная, необычная, темпераментная, своевольная, но вместе с тем глубокая и самозабвенная - Марина Цветаева - одними горячо любимая, другими так и не принятая, как искра вспыхнула, оставив яркий след в русской поэзии. Ее любовная лирика безудержная, необъятная.

(Ученица читает наизусть выразительно стихотворение)

Марина Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной»

Мне нравитсячто Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас на головами,

За то, что Вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не Вами.

Вед.1 Строки этого стихотворения положены на музыку, и мы её с вами можем услышать в исполнении современницы – певицы Аллы Пугачевой.

Вед.2 Следующий писатель, с творчеством которого мы бы хотели вас познакомить, был особенно популярен среди молодёжи в 1960- 1980-е годы. Это Эдуард Аркадьевич Асадов (1923 – 2004).

Вед.1 Миллионы людей читали книги этого поэта – хотя иногда тексты казались наивными, сентиментальными, даже простоватыми. Но школьники, начинавшие писать стихи, делали это «по Асадову».
И причина в том, что он умел говорить с людьми на языке, привычном и понятном им. А ещё очень хорошо представлял себе своего читателя: действительно наивного, не всегда хорошо умеющего выразить свои чувства и изложить мысли. Потому-то стихи Эдуарда Асадова в основном сюжетны: он обязательно рассказывал какую-нибудь историю, очень простую, которую любой неискушённый человек мог счесть своей собственной.

Вед.2 В завораживающих строках о любви, войне, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что-нибудь свое.

Сейчас поэта уже нет в живых. Но те, кто открыл его ещё при жизни или уже после, с огромной благодарностью и восхищением относятся к нему.

(Ученики (мальчик и девочка) читают наизусть выразительно стихотворение)

Стихотворение Э. Асадова «Сатана»

"Сатана" Им бы дружить всегда. 
Но люди понять не могли: почему 
Такая у них вражда?!  Он звал ее Бомбою и весной 
Обстреливал снегом талым. 
Она в ответ его Сатаной, 
Скелетом и Зубоскалом.  Когда он стекло мячом разбивал, 
Она его уличала. 
А он ей на косы жуков сажал, 
Совал ей лягушек и хохотал, 
Когда она верещала.  Ей было пятнадцать, шестнадцать - ему, 
Но он не менялся никак. 
И все уже знали давно, почему 
Он ей не сосед, а враг.  Он Бомбой ее по-прежнему звал, 
Вгонял насмешками в дрожь. 
И только снегом уже не швырял 
И диких не корчил рож.  Выйдет порой из подъезда она, 
Привычно глянет на крышу, 
Где свист, где турманов кружит волна, 
И даже сморщится:- У, Сатана! 
Как я тебя ненавижу!  А если праздник приходит в дом, 
Она нет-нет и шепнет за столом: 
- Ах, как это славно, право, что он 
К нам в гости не приглашен!  И мама, ставя на стол пироги, 
Скажет дочке своей: 
- Конечно! Ведь мы приглашаем друзей, 
Зачем нам твои враги?!  Ей девятнадцать. Двадцать - ему. 
Они студенты уже. 
Но тот же холод на их этаже, 
Недругам мир ни к чему.  Теперь он Бомбой ее не звал, 
Не корчил, как в детстве, рожи, 
А тетей Химией величал, 
И тетей Колбою тоже.  Она же, гневом своим полна, 
Привычкам не изменяла: 
И так же сердилась:- У, Сатана! - 
И так же его презирала.  Был вечер, и пахло в садах весной. 
Дрожала звезда, мигая... 
Шел паренек с девчонкой одной, 
Домой ее провожая.  Он не был с ней даже знаком почти, 
Просто шумел карнавал, 
Просто было им по пути, 
Девчонка боялась домой идти, 
И он ее провожал.  Потом, когда в полночь взошла луна, 
Свистя, возвращался назад. 
И вдруг возле дома:- Стой, Сатана! 
Стой, тебе говорят!  Все ясно, все ясно! Так вот ты какой? 
Значит, встречаешься с ней?! 
С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной! 
Не смей! Ты слышишь? Не смей!  Даже не спрашивай почему! - 
Сердито шагнула ближе 
И вдруг, заплакав, прижалась к нему: 
- Мой! Не отдам, не отдам никому! 
Как я тебя ненавижу!

Вед.1 Тема любви находит свой отклик и в творчестве Николая Алексеевича Заболотского, писателя, прожившего трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее.
Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта.

Вед.2 Стихотворение Заболоцкого Н.А. «Некрасивая девочка» было создано в 1955 году. Он пытается разобраться, почему мы пренебрегаем этой самой «грацией души» и боготворим идеальную внешность.

(Ученик читает наизусть выразительно стихотворение)

Николая Алексеевича Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

Вед.1 Следующий писатель, о котором мы с вами будем сегодня говорить  - это Константин Ваншенкин.

Вед.2 Основные темы творчества Ваншенкина обозначены в популярной песне на его стихи (музыка Э. Колмановского) — «Я люблю тебя, Жизнь...» (1956). Ваншенкин чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе

Лирика и эпическая жизнь изображается поэтом не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стихах, имеющих характер бытовых зарисовок.

Вед.1 Одну из них мы представляем вашему вниманию.

(Ученик читает наизусть выразительно стихотворение)

Константин Ваншенкин «Он был грозою нашего района..»

МАЛЬЧИШКА

Инне

Он был грозою нашего района,

Мальчишка из соседнего двора,

И на него с опаской, но влюбленно

Окрестная смотрела детвора.

Она к нему пристрастие имела,

Поскольку он командовал везде,

А плоский камень так бросал умело,

Что тот, как мячик, прыгал по воде.

В дождливую и ясную погоду

Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда,

И посторонним не было прохода,

Едва он появлялся у пруда.

В сопровожденье преданных матросов,

Коварный, как пиратский адмирал,

Мальчишек бил, девчат таскал за косы

И чистые тетрадки отбирал.

В густом саду устраивал засады,

Играя там с ребятами в войну.

И как-то раз увидел он из сада

Девчонку незнакомую одну.

Забор вкруг сада был довольно ветхий -

Любой мальчишка в дырки проходил,-

Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки

И девочке дорогу преградил.

Она пред ним в нарядном платье белом

Стояла на весеннем ветерке

С коричневым клеенчатым портфелем

И маленькой чернильницей в руке.

Сейчас мелькнут разбросанные книжки -

Не зря ж его боятся, как огня...

И вдруг она сказала:- Там мальчишки...

Ты проводи, пожалуйста, меня...

И он, от изумления немея,

Совсем забыв, насколько страшен он,

Шагнул вперед и замер перед нею,

Ее наивной смелостью сражен.

А на заборе дряхлом повисая,

Грозя сломать немедленно его,

Ватага адмиральская босая

Глядела на героя своего.

...Легли на землю солнечные пятна.

Ушел с девчонкой рядом командир.

И подчиненным было непонятно,

Что это он из детства уходил.

1951

Вед.2 Лирика Ваншенкина строго реалистична, она близка к реалистичной лирике Ярослава Смелякова, известного русского советского поэта, критика, переводчика, Лауреата Государственной премии СССР (1967).

Вед.1 Ярослав Смеляков рано начал писать стихи. Первый сборник стихов назывался «Работа и любовь» (1930).  Тема любви была в его творчестве неразрывно связана с рабочими буднями советского человека. Характерной чертой его лирики являются: разговорные ритмы и интонации, своеобразное сочетание лирики и юмора, тяготение к простоте и ясности стиха. Читатели полюбили его за искренность и мужественную честность.

Вед.2 К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида» (отрывок из этого стихотворения читает персонаж Александра Демьяненко – Шурик в фильме «Операция Ы»), «Милые красавицы России»… Одно из них мы сейчас предлагаем вашему вниманию.

(Ученик читает наизусть выразительно стихотворение)

Ярослав Смеляков «Хорошая девочка Лида»

ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА ЛИДА

Вдоль маленьких домиков белых

акация душно цветет.

Хорошая девочка Лида

на улице Южной живет.

Ее золотые косицы

затянуты, будто жгуты.

По платью, по синему ситцу,

как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,

что рыжий пройдоха апрель

бесшумной пыльцою веснушек

засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем веселым

соседи глядят из окна,

когда на занятия в школу

с портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь,

по миру идет не спеша

хорошая девочка Лида.

Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,

что в доме напротив живет.

Он с именем этим ложится

и с именем этим встает.

Недаром на каменных плитах,

где милый ботинок ступал,

"Хорошая девочка Лида",-

в отчаяньи он написал.

Не может людей не растрогать

мальчишки упрямого пыл.

Так Пушкин влюблялся, должно быть,

так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным,

покинет пенаты свои.

Окажется улица тесной

для этой огромной любви.

Преграды влюбленному нету:

смущенье и робость - вранье!

На всех перекрестках планеты

напишет он имя ее.

На полюсе Южном - огнями,

пшеницей - в кубанских степях,

на русских полянах - цветами

и пеной морской - на морях.

Он в небо залезет ночное,

все пальцы себе обожжет,

но вскоре над тихой Землею

созвездие Лиды взойдет.

Пусть будут ночами светиться

над снами твоими, Москва,

на синих небесных страницах

красивые эти слова.

1940

Вед.1 На этом стихотворении мы с вами завершаем нашу встречу. Сегодня мы с вами проследили как развивается тема любви в творчестве писателей 19-20 веков, погрузились в прекрасный мир поэзии, остающийся актуальным и по сей день.

Вед.2 Нет такого человека который бы ни разу не испытал чувства любви в своей жизни! Я сейчас говорю не только о любви мужчины к женщине, но и о любви матери к сыну, брата к сестре, ученика к учителю… Любовь, как мы сегодня с вами убедились, очень многогранное чувство!

Человек создан для любви. Он должен любить кого-то больше себя, отдать себя целиком другому человеку, растворить, исчезнуть в нем  и тем самым найти себя в новой, высшей жизни, в единстве с любимым человеком.

Дорогие зрители, любите тех, кто вас окружает и вам, непременно, ответят взаимностью!

Спасибо за внимание!

(Звучит музыка «Любовь- волшебная страна»).